Художника обидеть может каждый…

… но не каждый выживет после удара мольбертом.

Писатели в этом плане куда уязвимее, ведь, кроме, слова, у них ничего нет. Ручкой в ногу ткнуть, конечно, можно, но ручка ведь может понадобиться. Ударить ноутбуком нецелесообразно, так как мольберт — ну, это мощь, он не сломится. А вот ноутбук легко может «сдохнуть», а вместе с ним помрет и большинство ваших творений, которые вы так глупо не сохранили в облако 🙁

Так что сегодня я хочу вам рассказать о том, как я реагирую на критику.

Я всегда думала, что устойчива к критике. То есть, когда я видела, как критикуют других, я всегда недоумевала, почему эти другие вдруг обижаются, зовут друзей и все они, гурьбой, заваливают горе-критика камнями с головой.

Тут и критика бывает достаточно глупой, но и аргументы бывают просто из ряда вон потрясающие. Например, натыкаешься ты на текст, который читается, ну, мягко говоря, не очень. Давайте возьмем в пример типичную историю про влюбившихся школьников. Сюжет в таких работах, как правило, одинаковый: человек «А» встречает человека «Б» и влюбляется в него. Потом «А» и «Б» начинают флиртовать, но тут появляется «В», который влюблен в одного из них или является сукой-бывшей

MyCollages

«В» подстраивает ситуевину, после которой «А» и «Б» не могут быть вместе, но сила любви помогает справиться им с проблемами и в конце нас всех ждет хеппи-энд, а «В», кстати говоря, часто находит «Г», другую любовь.

Понятно, что, увидев такой текст в тысячный раз, да еще и посредственно написанный, «критики» начинают об этом писать в комментариях. При этом они могут выбрать конструктивный подход, когда автору говорится, что и где не так, а могут просто:

MyCollages (1).jpg

У автора тут есть два пути:

а) не реагировать на представителей сверхрасы;

б) начать с ним спорить и звать подмогу (НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ, БРОСЬ!).

Автор начинает обижаться на супер-критика, а друзья автора начинают борьбу не на жизнь, а на погибель.

«Да ты хоть так попробуй»

«А ты обоснуй»

«Дофига умный чо ли»

И прочее, в общем-то.

Наверное, вы поняли, что я описываю два неприемлемых поведения. Нельзя говорить автору, что он говно. Если автора все же назвали говном, то нельзя на это реагировать. Ничего полезного вы из этого не вынесите. А вот плохое настроение вам обеспечено

Картинки по запросу я плохой художник

Но хватит лирики. Перейдем к моим ситуациям.

В своей жизни я сталкивалась с жесткой критикой дважды: от моей тети и от какого-то парня на Pikabu. Давайте по порядку.

Мне было пятнадцать, и я наконец-то написала что-то законченное. Восемь тысяч восемьсот с чем-то слов, примерно 26 вордовских страниц, меня охватывало вдохновение, я была неимоверно счастлива. Это была история художника и писателя, которые, переживая кризис, нашли вдохновение друг в друге. Да, это был слэш. У меня такой период был тогда, звиняйте.

Похожее Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµЯ порхала на крыльях «Какой я восхитительный писатель», я рассказывала об этом рассказе-новелле, фиг пойми, что это было, своим одноклассникам (некоторым), я ловила восхищенные отзывы на фикбуке, я даже показала это своим сестрам (несмотря на доверительные отношения, мне до сих пор иногда неловко им рассказывать и показывать что-то из моей жизни. я надеюсь, что они читают мой блог, но, когда я в нем использую матерные словечки, меня охватывает некая неловкость, так что в пятнадцать лет сообщить сестрам, что я пишу слэш-историю было стремненько). Обе похвалили, с разной интенсивностью, но было приятно.

Я писатель. Людям нравится, что я пишу, какая я молодец.

Картинки по запросу фак еа

И вот однажды одна из сестер предложила показать написанное тете. Она очень умная женщина, начитанная, пишет стихи, а я что, я ведь вон какая крутая, ну-ка, теть, а прочитайте-как мою работку!

Некоторое время она тихо читала текст. Потом начала вставлять реплики, корректируя грамматические и пунктуационные ошибки. Затем спросила, где происходит действие. Затем подчеркнула откровенную глупость одного момента, второго, третьего, на середине текста улыбнулась, сказала, что все понятно и не могла бы я пересказать оставшееся.

В этот момент я уже была ошарашена сложившимися обстоятельствами. То есть, погодите, я, оказывается, не такая уж и крутая? То есть я… настолько  не крутая? Мне еще работать и работать? О, нет, хоспати, как так-то?

Поэтому оставшееся я пересказывала немного агрессивно, типа, вы тут ничего не поняли, сейчас я все объясню. Нет, вы ПОСЛУШАЙТЕ!

Что уж говорить, моя гордость была разбита. То, чем я так сильно гордилась, моя первая более-менее длинная законченная история оказалась провалом. Я перечитывала ее недавно, действительно такая себе. Но тогда я чувствовала себя преданной. Арты, которые я рисовала, стали казаться отвратными, персонажи глупыми, мне даже захотелось удалить свой позор отовсюду.

Да, я расстроилась. Комментарии моей тети сильно пошатнули мое ЧСВ, кажется, я даже плакала. Мои мысли превратились из «какая я молодец» в «никогда ничего больше не напишу», я была обижена на все и вся.

Но в какой-то момент я подумала: основной моей проблемой является то, что эта история необоснованная. Слишком много «а почему?». Так начала рождаться супер-обоснованная история про мужчину, который боялся женщин из-за своей матери, которая, обезумев, убила младшего брата у него на глазах, а затем пыталась убить и его. К сожалению, тогда эту историю я забросила, однако, когда я ее перечитываю, то я собой горжусь. Вполне себе достойно написано.

Я знаю, что моя тетя потом очень переживала и думала, что, возможно, стоило быть мягче. Нет, не стоило. Потому что, если бы не та, первая критика, я бы так и не стала постоянно задавать себе вопрос «Почему?». Почему герои такие? Почему здесь так? Я начала уделять больше внимания деталям и, даже не упоминая, в каком городе разворачивается действие, я могу сказать, почему здесь такие традиции, а не вот такие. Я стараюсь указывать это в каких-то мелочах.

Я очень благодарна своей тете за то, что когда-то она спустила меня с небес на землю. Я не стала считать каждое свое написанное слово отстоем, я просто стала писать более качественно. Мои герои стали живыми, а их действия — обоснованными. Это, кстати, одна из причин, почему «Рим в огне» пишется так долго, никак не могу найти обоснуй для некоторых ситуаций 😀

Второй раз я столкнулась с критикой недавно. Я написала рассказ «Так скорбят волки» и очень гордилась им. Друзья сказали, что огонь, сестра сказала, что огонь, я считала, что огонь. Все огонь. Но тут настал этот день X, когда я решила разместить рассказ на Pikabu. Я чувствовала, что все плюсы мои, я приготовилась снимать сливки с кофе и вообще кнопку «опубликовать» я нажимала примерно с таким чувством:

Картинки по запросу сними корону

Но, вопреки ожиданиям, плюсы ползли не вверх, а вниз, а потом и вовсе пришел один человек и, пускай и конструктивно, но все-таки грубо посоветовал мне снять корону.

Он взял некоторые отрывки из текста и на их примере показал мне, почему текст не очень. В конце он добавил, мол, понятно все, очередной текстик про злых людей и добрых животных, автор, читай Джека Лондона.

Вот это, кстати, обидело больше всего! Я читала Джека Лондона! И классику я читаю, эй!

Первой моей реакцией было недоумение. Типа. Он же ошибся, да?

Второй реакцией было расстройство. В смысле. Эй. Все действительно так плохо?

Потом была злость. Хотелось заминусовать его комментарий по самое нимагу, и посты его заминусовать, и отца его заминусовать, и маму заминусовать, и хомяка заминосовать… В своих мыслях я готовилась писать ему гневный ответ о том, что комментарий его говно и вообще! Помните, я говорила в начале, как себя вести не стоит, да?

В общем, на следующий день меня постигло принятие и, грустно вздыхая, я написала ему довольно сдержанный ответ, где на половину его претензий ответила своей аргументацией, а над другой половиной обещала подумать. В конце я поблагодарила его за критику и сказала, что все услышала. Я упомянула, что согласна не совсем, но сказала спасибо.

Видимо, на его критику обычно отвечали неправильно (см. пункт б), потому что он написал мне: «По крайней мере ты нормально реагируешь на критику, и за это тебе большой плюс». Потом он снова посоветовал мне читать классику

Картинки по запросу опрокинуть стол

В общем-то, если убрать его злые комментарии вроде «вот же долбо*б» и «что за херня», то вся ситуация приобретала вид

Похожее изображение

Вот только в некоторых местах он действительно был грубоват. Да, я расстроилась, но своей писательское Я прятать не стала. Ну, подумаешь, ему не понравилось. Мне вообще все равно!

Ладно, вру. Мне было не все равно, но я все-таки сдержалась. Разница между мной пятнадцати- и двадцатидвухлетней дала о себе знать.

Я знаю одного очень талантливого фикрайтера, который иногда критикует юных авторов. Иногда жестко, иногда мягко, но итог один и тот же: авторы обижаются и удаляют отзыв, в котором их попросили поработать над текстом и над собой.

Люди не любят слушать о том, что они неидеальны.

Картинки по запросу сними корону

И, тем не менее, я иногда мечтаю о том, чтобы она откомментировала мои работы. Нет, это не вид мазохизма, просто она шарит, и она может дать мне действительно полезные советы по работе с текстом. Тот чувак с Pikabu, возможно, и видит мои недостатки, но она так потрясающе пишет, она работала (или и сейчас работает) литературным переводчиком в издательстве, а, значит, она знает, о чем говорит. Эй, она работает с реальными книгами и делает реально важные замечания!

Короче,

1379355439_550798557

что критика — это хорошо. Но только когда она конструктивная.

Если вы критики, то, пожалуйста, действуйте по схеме кнута и пряника. Однажды я комментировала достаточно слабую работу одной девушки и для начала перечислила немногочисленные плюсы, а затем — многочисленные минусы. Девушка не обиделась и поблагодарила за комментарий.

Если вы авторы, то не обращайте внимания на «критиков», которые называют вас плохими словами. Если вас разнесли в пух и прах, можете расстраиваться и злиться, но не отвечайте на нападение нападением. И сразу тоже не отвечайте. Обдумайте и остыньте. О, и, кстати. Если вы совсем-совсем не можете воспринимать критику адекватно, то, пожалуйста, сообщите об этом. Не пишите «тапки не кидать», потому что вас тогда закидают помидорами, лучше напишите что-то вроде «на критику реагирую остро, указывайте на недостатки помягче». На фикбуке вообще появилась замечательная кнопка выбора интенсивности критики, так что, начиная писать отзыв, читатель уже видит, как отреагирует автор.

И, группа поддержки. Не лезьте. Срач в комментах зачастую из-за вас и начинается.

Не давайте себя в обиду, но и, пожалуйста, не устраивайте войн. Будьте умнее и терпеливее, прислушивайтесь к замечаниям. Часто бывает так, что текст неплохой, но нужно только чуть-чуть над ним поработать. Фильтруйте информацию, смотрите между строк, вступайте в диалог (не баталии). Вы удивитесь, насколько иногда критики впадают в ступор от спокойной реакции.

Картинки по запросу собаки лают караван идет

Я благодарна всем замечаниям, которые когда-либо на меня обрушивались, ведь, именно благодаря им, можно двигаться вперед.

Давайте просто будем вежливыми и терпеливыми друг к другу.

Критикуй. Не оскорбляй. Анализируй. Отвечай.

До следующего четверга!